Romeuč

texts/chuikov

Сегодня я хочу рассказать об одной выставке, на которой мне посчастливилось побывать. Она проходила в декабре 2004 года в галерее Риджина. Выставка работ Ивана Чуйкова, художника, достаточно условно причисляемого к кругу московских концептуалистов. На ней было представлено 7 больших живописных работ (размером метр на полтора), каждая из которых представляла собой следующее: в центре была приклеена открытка, на ней красной ручкой был обведен небольшой прямоугольник (примерно сантиметр на полтора), а все полотно представляло из себя точно скопированное, но многократно увеличенное изображение из этого прямоугольника. Открытки были самые обыкновенные: пейзажи, репродукция какой-то картины, еще что-то столь же малозначимое. И все. Иными словами вдоль одной стены в пустом помещении висят 7 стократноувеличенных фрагментов обычных открыток. Попробуем разобраться. Начать нужно прежде всего с того, что работы Чуйкова просто красивы. Сложная и интересная, завязанная на пустотности композиция. Живописные плоскости. Мастерская работа с цветом.
Посмотрим, например, на вторую работу. Серовато-бежевый, почти белый фон, черными контурами фрагменты двух фигур. Тень. Слегка загибающаяся диагональ, образованная фигурами и открыткой по центру, взаимодействуя с пустой плоскостью картины, создает ощущение “края” какого-то большего пространства. Тень фигуры, от которой видна только малая часть, усиливает его. Таким образом с помощью минимальных средств описывается нечто лежащее за пределами полотна, но, несомненно, состовляющее с ним единое целое. Но тут возникает некая двойственность. Ведь мы знаем, что именно лежит за пределами этого полотна - все то, что не попало в красный прямоугольник на открытке. Но воображение дорисовывает нам нечто совсем другое. Возникает парадокс: малое содержит в себе информацию о большом, включающем это малое, но информацию, противоречащую большому. Малое создает свой вариант большого, оказывающийся более интересным и ценным. Происходит классический для совренного искусства сценарий подмены. Чуйков берет за материал банальные открытки как нечто, что явно не содержит в себе ничего художественного, и вдруг открывает в их малой части красивые вещи. Мне это напомнило знаменитый фильм Антониони “Blow Up” (“Фотоувеличение”), в котором фотограф многократно увеличивая пленку, обнаруживает для себя, что стал случайным свидетелем убийства и даже запечатлел жертву и убийцу. Вновь и вновь печатая все тот же кадр с большим и большим увеличением он открывает все новые и новые факты. Сам смысл кадра меняется: это уже не просто фотография красивой пары в парке, но материал для детективного расследования. Нечто подобное происходит и в этих работах Чуйкова.
Иван Чуйков Остальные работы на сайте галереи Риджина. Эти фотографии оттуда же.


Copyright 2009-2017 Roman Gushchin (Romeuč)