Romeuč

texts/kabakov

Мои тексты будут посвящены “современному искусству”. Что это такое, никто на самом деле не знает, или каждый понимает это по-своему, что одно и то же. Для кого-то это абстрактная живопись Кандинского, а для кого-то и тотальные инсталляции Кабакова - это история. Поэтому договоримся понимать под этим термином все то, что происходило в искусстве с середины 20 века по наши дни. Происходило то на самом деле многое, и даже краткое описание основных тенденций и открытий заняло бы не один энциклопедический том. А потому все то, что будет произноситься дальше, не претендует ни на какую полноту, системность и уж тем более объективность. Моя цель - постараться показать, что это самое “современное искусство” может быть безумно интересным. Сегоднешний текст посвящен тотальная инсталляции Ильи Кабакова (которого я уже упоминал сегодня) “10 персонажей”. Инсталляция была впервые построена в 88 году в Нью-Йорке. Тотальная инсталляция - это когда ты заходишь в помещение галереи и попадаешь в пространство, целиком выстроенное автором, то есть оказываешься как бы внутри произведения. Все окружающие предметы - суть некие знаки и сообщения,
Пространство “10 персонажей” - это пространство московской (или питерской) коммунальной квартиры “с ее серым цветом стен и едва видным светом ламп под потолком”. Пространство совместного жительства не связанных между собой людей. Бытовые проблемы и неудобства такой жизни порождают постоянные конфликты, отчуждают людей и заставляют замыкаться в себе. Кабаков идет дальше описания бытовых или даже нравственных (или психологических) проблем. Его персонажи пытаются разорвать это замкнутое пространство. Их методы абсурдны со стороны, но наделены внутренними смыслом и логикой, то есть, по сути, являются методами художественными. В этом смысле все 10 персонажей - есть художники, и инсталляция получает отчасти биографическое измерение. Каждый персонаж - это свое имя, своя история и своя комната: - человек, улетевший в картину; - человек маленького роста; - человек, который никогда ничего не выбрасывал; - человек, который улетел в космос из своей комнаты; - и другие.
Последний из упомянутых - мой любимый, и о нем я расскажу поподробнее. Этот человек построил “великую теорию”, согласно которой космос пронизан огромными “лепестками” энергии, уходящими куда-то “вверх”. Он рассчитал момент, когда Земля будет проходить сквозь такой лепесток. После этого он задумал ПРОЕКТ, с помощью которого он хотел включиться в этот лепесток и улететь “вверх”. Построив у себя в комнате катапульту и заложив пороховые шашки по периметру потолка. 14 апреля 1982 года в середине ночи, поместив себя в космический мешок со всем необходимым для космического путешествия, он взорвал крышу дома и улетел, вырвавшись таким образом из замкнутого мира коммунальной квартиры. То, что осталось в его комнате плюс рассказы очевидцев и составляют суть этой части инсталляции.


Copyright 2009-2017 Roman Gushchin (Romeuč)